Александр Аверин (alaverin) wrote,
Александр Аверин
alaverin

Categories:

Про исторические тренды и их смену

Оригинал взят у smirnoff_v в И еще, древние русы или литвины
И еще, по отношению к этой статье. Приходится расшифровывать элементарные вещи.

Мои слова «В исторической сфере древнерусская историческая основа идентичности подменена т.н. «литвинской», по своему существу лживой и манипулятивной» были поняты как угодно, только не так, как должно.
И ответы я получил поразительные. Особенно мне понравилось: «что плохого в польскости или литовскости - это само по себе зло быть поляком или литовцем - так тогда зачем же в 45 году их освобождали» .
Впрочем, ожидать, что россиянам будут понятны белорусские историко-идеологические перипетии, не стоило. Так что поясняю.
История Беларуси излагалась двумя разными способами. Первый, назовем условно древнерусским. Суть его в следующем. Жила была Древняя Русь и древнерусский народ, который получился в результате сплавления славянских в первую, а так же балтских, финских и иранских племен во вторую очередь на основе православной культуры.
В результате феодальной раздробленности, переселений и нашествия ворогов древнерусская общность оказалась разбита на части и захвачена разными супостатами. Северо-восточная Русь вошла в улус Джучи, земли нынешней Украины… впрочем, про Украину не буду, ибо вызовет лишний и не нужный срач. А вот древнерусские земли, соответствующие современной Беларуси были захвачены молодым литовским государством, в рамках которого как раз в это время из всяких литовских племен складывался народ. Притом, что захват не был особенно жестоким в условиях татарской угрозы и нашествий. Потом, русичи в рамках Литвы перешли под польское иго Речи Посполитой. Т.е. у государств была уния, а вот по отношению к русичам православной культуры эта уния вылилась в иго. Это иго заключалось в репрессиях против православия и православной культуры (основы русской идентичности), ополячивания элит, и тем самым принуждения русского народа на этих землях к молчанию, ибо народ говорит языком своих культурных элит, а когда язык чужой…
В общем, когда Российская Империя разбирается со своими врагами на западе, происходит именно воссоединение, то ли трех братских народв, в рамках единого суперэтноса, то ли субэтнических групп в рамках одного народа. В результате понятно, что судьба этих элементов должна быть единой, мы братья, а выбирать ЕС вместо таможенного союза – вздор.
Есть другой способ изложения. Назовем его, условно говоря, «литвинским».
В нем долитовский период не то, что бы совсем игнорируется, но акцент на нем не ставится, только что проходят какие то намеки, что кривичи, которые нелепым образом соотносятся с белорусами (притом что псковские скобари – тоже как бы из кривичей, а вот весь юг Беларуси, турово-пинская земля – там жили дреговичи и даже древляне) были как то наособицу от остальной древней Руси и в этом залог будущей белорусской особливости и свядомости.

Настоящая история, по мнению приверженцев описываемой историографии начинается с появлением литовского княжества. Загадочным образом это княжество становится белорусским, а бедолаг литовцев вообще из истории выпихивают, оставляя им право быть только что дикими жмудинами.
Базируются такие утверждения на том, что захватив уйму древнерусских земель литовское княжество сделало официальным языком и языком делопроизводства древнерусский язык и приняло православие.
И вот тут у «литвинов» логический кунштюк, которого я сам не разберу. Дело в том, что это самое Литовское княжество, сделавшись великим, вступает в унию с Польшей. Но уния оказалась далеко не равноправной. Король то в Варшаве! И главное другое. Древнерусский и православный характер литовской части Речи Посполитой куда-то исчезает.

Тут вот какое логическое противоречие. Русский характер ВКЛ обосновывается официальным русским языком и господствующей православной церковью. Но вступив в унию с Польшей ВКЛ с лёгкостью теряет и то, и другое. Как же русское княжество так легко отказывается от собственной идентичности, от веры и языка?

Объяснить это можно только одним, а именно тем, что княжество таки было именно литовским, а не русским. Поэтому литовцы спокойной сменили одну заимствованную веру и язык на другую, такую же заимствованную. Заимствованное, - его ведь не жалко. И только отдельные именно русские магнаты и бесправный народ продолжали еще долго сохранять свою веру – но вовсе не они заказывали музыку.

Ну да я отвлекся.

Суть в том, что именно ВКЛ и в большей части в составе Речи Посполитой описывается сторонниками «литвинства» как золотой век Беларуси и важнейший фактор этногенеза белорусов. Дело в том, что польско-литовское государство и правда достигло в определенную эпоху серьезного могущества, и оно застит глаза потомкам тех, кого польские или ополяченные господа полагали песьей кровью и язык которых по известной нам традиции называли… точно, собачьей (песьей) мовой. Не говорю уж об определенной прелести запада, хорошо продемонстрированной не столько у Гоголя, сколько в недавнем фильме по гоголевскому произведению.

Соответственно, по мнению «литвинов» белорусы скорее близки полякам, а не русским, они есть часть запада и их путь естественно в Евросоюз, а не к Москве.

Тут вообще мною приведены только голые костяки исторических схем, и именно эти схемы во многом определяют и идентичность и исторический выбор.

И хочу еще одну вещь заметить, по поводу идентичности. Долгое время именно слабость России потворствовала всем этим «литвинствам». Дело в том, что идентифицировать себя как лузера никто не хочет. А русские были лузерами. Именно поэтому не только на Украине, и в Беларуси выдумывали себе другую идентичность, но и сами русские становилась поморами, казаками или того более «ингерманландцами».

А вот сейчас вежливыми людьми была сделана другая заявка. Русским снова,как минимум на время сделалось быть легко и приятно. За русским именем вновь запахло порохами, и где-то вдалеке зазвучал «Гром победы раздавайся! Веселися, храбрый Росс!». Что и вызывает обострение у тех, кто поставил на вечное лузерство русского имени. В том числе и у свядомых «литвинов».
А вот насколько эта тенденция будет устойчивой?
Tags: история, тексты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments